Трейдеру

Бизнес на мусоре - рынок утилизации ТБО

В Москве на каждого жителя приходится не менее 600 кг отходов в год. Для их утилизации требуются десятки тысяч рублей, не считая затрат на создание перерабатывающих мощностей. Но некоторые виды мусора не только не затратны, но даже способны приносить прибыль уже через два с небольшим года после запуска завода по утилизации. Бизнес на мусоре растет на западе, появился он и у нас.

О том, что можно делать бизнес на утилизации мусора, впервые задумались в США и в Западной Европе еще в начале 70-х годов. К тому времени были созданы технологии, позволяющие переработать значительную часть твердых бытовых отходов (ТБО) – бумагу, картон, стекло, кожу, резину, черные и цветные металлы.

О потенциале этого рынка сегодня можно судить по таким показателям: в Западной Европе вторично перерабатывают 70% металла, 50% бумаги, 80% стекла и 60% полимеров. В Германии переработка мусора стала отдельной отраслью экономики, в которой занято свыше 240 тыс. человек, а годовой оборот достигает 80 млрд. евро. Частный бизнес активно работает на этом рынке. Правда, делает он это при поддержке государства. Например, берлинская фирма «Викор», основанная в 1992 году, занимается переработкой электронного мусора. Оборот предприятия составляет около 50 тыс. евро в месяц. Подобных предприятий в Германии около двух тысяч.

В России бизнес на мусоре до последнего времени был экзотикой. В отличие от западных стран, у нас до сих пор не принято сортировать мусор, его выбрасывают таким, какой он есть изначально. Во многом именно отсутствие грамотной сепарации тормозило (и тормозит) развитие отрасли. Есть и другая причина, влияющая на развитие мусорного бизнеса в нашей стране: активное вмешательство муниципальных структур, не желающих делиться с «частниками» потенциально лакомым куском.

Тем не менее только в столице сейчас действует более десятка компаний, занимающихся утилизацией отходов и объединившихся в ассоциацию «Мусорщики Москвы». Еще примерно столько же предприятий (в основном инновационного и научно-внедренческого профиля) работают в сфере переработки.

Для того чтобы бизнес заработал, нужно организовать технологическую цепочку: «мусор – транспортировка – сортировка (сепарация) – сдача перерабатывающей организации – производство нового товара». Наибольший опыт накопило московское унитарное предприятие «Экотехпром», работающее на рынке отходов с конца 90-х годов.

Александр Смирнов, главный инженер московского унитарного предприятия «Экотехпром»: «Практика показала, что вывозить ТБО на свалки или к переработчику не самое выгодное в денежном плане занятие для частного предприятия. Например, по госрасценкам, вывоз одного бака с мусором обходится в 200 рублей, а штраф за нарушение графика – 3 тыс. рублей. Это в наших-то дорожных пробках!»

При этом, естественно, предприятие применяет собственную технику (со всеми вытекающими затратами на топливо, запчасти и проч.), самостоятельно набирает людей, планирует маршруты вывоза, которые должны минимизировать время и т.п. На все это тратятся немалые средства.

Главным препятствием на пути этого бизнеса эксперты «Экотехпрома» считают сохраняющиеся по сей день жесткие государственные или муниципальные тарифы на вывоз отходов (в Москве с 1 января ставка оплаты услуг по вывозу и обезвреживанию ТБО составляет 13,2 руб. с человека в месяц против бывших 9 руб. 60 коп.). То есть затраты на вывоз отходов в основном несет население. Понятно, что не все выплаты проходят вовремя и полностью.

Но, по мнению заместителя председателя ассоциации «Мусорщики Москвы» Лазаря Шубова, дело не в повышении тарифа, а в системе. Если в ближайшее время в столице не будет разработана грамотная программа вывоза мусора, то она попросту развалится совсем, независимо от того, будут заниматься этим делом частные предприятия или нет. Александр Смирнов: «Нормального бизнеса тут быть не может при одном условии – если соблюдать все основные требования и законодательство. Если не соблюдать, что-то, конечно, можно выиграть. Но тогда какой же это бизнес?»

Лазарь Шубов также заявляет, что основная масса компаний, работающих в этой сфере, занимается вывозом себе в убыток, в отличие от ГУП «Экотехпром», которое, получая дотации из городского бюджета, контролирует 7% мусорного рынка и поэтому сносно существует.

Таким образом, до тех пор, пока управление уборкой мусора будет сконцентрировано в руках властей, существование частного капитала в сфере вывоза оказывается попросту экономически невыгодным.

Хотя отдельные положительные примеры есть и здесь. Например, оригинальный способ борьбы с ТБО предложили в Череповце. Он заключается в сортировке отходов в закрытых павильонах и использовании вторичных отходов в виде макулатуры, пластмассовых упаковок, различных металлов, стекла, в том числе битого, тряпья и т.д. Очищенный от грязи, отсортированный, мусор будет приниматься за деньги, что станет стимулом для сбора полиэтиленовых бутылок, банок из-под пива и проч. Проект предусматривает создание 300 рабочих мест. На его внедрение потребуются финансовые вложения, которые должны окупиться за 2,5 года и начать давать прибыль свыше 20 млн. рублей ежегодно. Сейчас этот проект начинает реализовываться.

Более перспективной оказывается та часть «мусорной» проблемы, которая связана с сепарацией. Виталий Гилядов, директор ЗАО «Вторсырье-переработка»: «Если заниматься сортировкой ТБО, а после их перерабатывать, то можно зарабатывать. Например, люди, не задумываясь, выбрасывают пластиковые бутылки от прохладительных напитков. Вторично наполнять их тем же самым продуктом нельзя. Отмыть их для повторного использования будет дороже, чем переработать. Зато эту тару можно наполнять техническими маслами».

Но для того, чтобы второе звено упомянутой цепочки заработало, необходимы солидные стартовые затраты. Причем быстро вернуть их довольно трудно.

Виталий Гилядов: «Вот пример. У нашей организации договор с некоторыми предприятиями Московской области по переработке текстильных отходов. После переработки получается разволокненная масса, из которой можно шить ватин, зимнюю одежду, изготавливать некоторые сорта пряжи. Но у нас архисложно наладить нормальную систему сбора! Чтобы открыть всего один павильон по приему текстиля у населения, необходимо заплатить 550 тыс. рублей, плюс беготня по оформлению документов, транспортные расходы и прочее. Мы принимаем у населения 1 кг текстиля за 6–7 рублей. Но это мизер, и население не заинтересовано приносить к нам отходы, а мы не можем ставить иную цену, потому что велики предварительные затраты».

Производство нового продукта из вторсырья порой оказывается более затратным как в денежном плане, так и во временном. Необходимо вложить немало средств в длинную цепочку действий, которая может не только не компенсировать вливания, но первое время идти в ущерб. Такие перспективы подходят не всем бизнесменам, многие из которых начинают дело без большого начального капитала.

Европейский опыт показывает, что без системы государственных поощрений (не говоря о благоприятных законодательных, финансовых, маркетинговых и др. механизмах) бизнес в этой сфере проблематичен. В России пока такой системы нет. Есть попытки решить проблему в отдельных городах. В единичных случаях (как в упомянутом Череповце), они оказываются успешными.

Что же получается: утилизация ТБО – невыгодный со всех точек зрения бизнес? Отнюдь. Существуют отрасли, где подобный бизнес уже работает и приносит доходы.

Борис Адамович, заместитель главы промышленно-инвестиционной компании «Ресурс-инвест», считает, что прибыльным станет производство мобильных и стационарных установок для утилизации медицинского мусора, не говоря о том, что такой бизнес имеет социальную направленность и может быть поддержан государством: «По статистике в крупных больницах на одного больного приходится 3–4 кг медицинских отходов в сутки. Это количественная оценка, а есть еще и качественная. Сейчас это самый опасный вид мусора. И речь не только о вреднейших веществах, которые попадают в атмосферу при сжигании или хранении: велика опасность того, что инфицированные отходы попадут на обычные, общие свалки».

Чтобы утилизировать 1000 т медицинских отходов в год требуется около $1 млн. В «Ресурсинвесте» спроектировали мобильную установку на базе автомобиля-трейлера. Ее производительность – около 1000 т в год, стоимость – $500 тыс. При постоянной загруженности установки все затраты на разработку и производство окупятся менее чем за три года. По словам Бориса Адамовича, спрос на такую технику есть. Для корейских предпринимателей изготовлена пробная стационарная установка производительностью 100 кг в час.

В каких еще отраслях бизнес по утилизации может принести прибыль? В основном в тех, которые сами «обслуживают» сбор ТБО. Можно заработать на производстве пластиковых мешков, которые могут быть изготовлены из вторсырья, полученного от переработки пластика. Некоторое время назад этим занялись на Московском заводе полимеров. Сейчас производство мешков налажено. Учитывая требующееся количество продукта и относительную дешевизну производства, мешки быстро окупятся и станут приносить прибыль. Однако в данном случае речь идет о привлечении административного ресурса: предполагается, что со временем всем жителям столицы их станут раздавать бесплатно, а погашать затраты будут из муниципальных средств.

Также хорошую прибыль обещают приносить производителям (точнее, переработчикам) пластиковые контейнеры. Отпускная цена на те, что стоят во дворах, – от 8 до 10 тыс. рублей, а себестоимость не превышает 6,5–7 тыс. рублей. Главное для «частника» в этом случае – получить заказ на поставку (то есть вновь преодолеть пресловутый административный ресурс).

В Московской жилищной ассоциации разработали устройства, в которых мусор брикетируется перед отправкой на перерабатывающие предприятия.

Среди технологий утилизации мусора есть и экзотические (выделение из свиного навоза ценных органических соединений), и вполне реалистичные (комплексная переработка древесной стружки и опилок, получение горючего газа из органических отходов и т.д.). При этом рентабельность многих из них составляет 300–400%! Для примера: из 120–130 т консервных банок можно получить 1 т олова, что эквивалентно добыче и переработке 400 т руды. Переработка имеющегося под рукой продукта в денежном плане в десятки раз выгоднее дорогостоящей добычи. К сожалению, эти технологии пока не получили достаточного распространения.

Столь высокая рентабельность некоторых способов переработки, конечно, появляется не сразу, а через значительное время. Рассмотрим переработку древесной стружки и опилок. Их можно прессовать в блоки или панели и применять затем в изготовлении мебели, строительстве, при производстве бумажных изделий или для получения тепловой энергии. Но о прибыли стоит задумываться лишь тогда, когда начнут окупаться технологии переработки (пресловутая цепочка от опилок как мусора до продукции, пригодной для дальнейшей работы).

Бизнес на мусоре - рынок утилизации ТБО.


Похожие статьи

Список популярных материалов

  • Торговый рынок аукционов
    В аукционный бизнес вовлечены представители самых разных профессий: это коллекционеры, арт-дилеры, искусствоведы, реставраторы, страховые агенты, криминалисты.
  • Опционы для сотрудников компании - принцип мотивации
    Идеология опциона на покупку акций в Америке понятна: топ-менеджера делают миноритарным собственником, чтобы он был лоялен к акционерам и кровно заинтересован в росте капитализации. В России опционы менеджерам предлагают крайне редко, причем чаще всего вместо «живых» акций менеджеру сулят акции «фантомные» — обещают доход, пропорциональный росту котировок.
  • Выигрышная торговая система и Святой Грааль
    Одна из наиболее интересных интерпретаций Святого Грааля основана на небесной борьбе между Богом и дьяволом. Ангелы положили Грааль между враждующими сторонами. Таким образом, Грааль олицетворяет духовную границу, проходящую между двумя противоположностями: добром и злом. Применительно к финансовым рынкам - границу между прибылью и убытком.
  • Новое направление деятельности Северстали
    «Северсталь» давно нацелена на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, а метизы – это как раз такая продукция, и с приобретением ОСПАЗа метизные мощности «Северстали» вырастут примерно на треть.
  • Конкуренция между дилинговыми центрами
    Что такое Forex? Это рынок. Огромная торговая площадка, где ежедневный оборот финансовых средств оценивается в 3 трлн. долларов. А что такое рынок? Рынок - это, в первую очередь, конкуренция.